Про аптеку » Прочие » Роль учебно-исследовательской работы учащихся в образовательном

Роль учебно-исследовательской работы учащихся в образовательном

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебному предмету

«Фармацевтическая технология»

по теме:

«Роль учебно-исследовательской работы учащихся в образовательном»

Для специальности 5-04-0912-01 «Фармация»

IV семестр 2 курс

Подготовила:

преподаватель Чуякова Н.А.

Рассмотрено и обсуждено

на заседании ЦК №2

Протокол №от ­­__________2025г.

Председатель ЦК _Карпенко О.В.__

Могилев 2025

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


1. Вводная часть


2. Основная часть


3. Заключительная часть

4. Теоретический материал


5. Список использованных источников


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-исследовательская деятельность является важным элементом современного образования, направленным на развитие у учащихся навыков критического мышления, самостоятельности и умения применять теоретические знания на практике.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования у учащихся профессиональных компетенций через интеграцию предметов, решение реальных задач и анализ результатов. В рамках данной разработки рассматривается опыт проведения учебно-исследовательской работы с учащимися второго курса, объединившей предметы «Фармацевтическая технология» и «Фармакогнозия с элементами ботаники».

- Цель пособия:

продемонстрировать эффективность учебно-исследовательской работы в образовательном процессе на примере межпридметного проекта по созданию фитосборов для укрепления волос в рамках предметов «Фармацевтическая технология» и «Фармакогнозия с элементами ботаники».

- Задачи:

— Интеграция теоретических знаний и практических навыков.

— Формирование компетенций: анализ литературы, проведение экспериментов, обработка данных.

— Подготовка учащихся к участию в научных конференциях.

 

1. Вводная часть

Концепцией модернизации современного образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного конкурентоспособного на рынке труда. к эффективной работе, Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у учащихся стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Учитывая это, в колледже созданы условий для формирования у учащихся личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Средством достижения поставленной цели является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Учебно-исследовательская работа (УИР) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития учащимся навыков учебных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки). Учебно-исследовательская работа учащихся организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. УИР включает в себя работу, проводимую в учебное время, т.е., встроенную в учебный процесс.

Учебно-исследовательская работа (УИР) – это важная составляющая образовательного процесса в медицинском колледже, ориентированная на развитие у учащихся навыков самостоятельной научной работы. В фармации УИР играет ключевую роль, способствуя:

• Развитию клинического мышления: Формирование способности к анализу клинических данных и принятию обоснованных решений.

• Формированию исследовательских компетенций: Овладение методами научного познания, необходимыми для проведения качественных исследований.

• Подготовке к научно-практической деятельности: Развитие навыков работы с научной литературой и подготовки к решению практических задач в сфере фармации.

УИР позволяет учащимся:

• Овладеть методами научного познания

• Развить способность к анализу медицинской информации

• Сформировать навыки работы с профессиональной литературой

• Подготовиться к решению практических задач в фармации.

Теоретические основы учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательская работа (УИР) — это форма организации образовательного процесса, предполагающая активное участие учащихся в решении научных, практических или творческих задач.

Её ключевые задачи:

- Развитие аналитических и исследовательских навыков.

- Формирование умения работать с информацией.

- Интеграция знаний из разных предметов.

- Подготовка к профессиональной деятельности.

В рамках УИР учащиеся учатся:

- Ставить цели и задачи исследования.

- Применять теоретические знания на практике.

- Оформлять результаты в соответствии с требованиями.

2. Основная часть

Опыт проведения учебно-исследовательской работы

2.1. Организация и задачи проекта

Учащимся второго курса было предложено разработать и экспериментально обосновать состав фитосборов для укрепления волос. Проект объединил два предмета:

- Фармацевтическая технология: учащиеся применяли знания о стандартах приготовления настоев и отваров (ГФ РБ), правилах хранения сырья, контроле качества.

- Фармакогнозия с элементами ботаники: учащиеся анализировали морфологическое строение растений, на предмет их подлинности, их химический состав, подбирали компоненты с учётом синергетического эффекта.

2.2. Этапы работы

1. Теоретический этап:

- Обзор темы исследований с использованием литературы по лекарственным растениям.

- Выбор компонентов с доказанной эффективностью (кора дуба, крапива, ромашка и др.).

2. Практический этап:

- Изготовление многокомпонентных сборов в соответствии с требованиями ГФ РБ.

- Проведение эксперимента с участием добровольцев.

3. Анализ результатов:

- Оценка эффективности фитосборов по критериям: уменьшение выпадения, ускорение роста, улучшение структуры волос.

- Выявление индивидуальных реакций (аллергия, противопоказания).

2.2.1. ОБЗОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Фитохимический состав трав и методы оценки качества волос

Пример исследования, посвященного изучению влияния фитохимического состава трав на качество волос.

Фитохимический состав трав:

1. Крапива двудомная (Urtica dioica):

• Содержит флавоноиды (кверцетин, кемпферол), обладающие антиоксидантными свойствами.

• Богата витаминами (С, К, группы В), необходимыми для здоровья волос.

• Содержит минеральные вещества (железо, кремний), укрепляющие волосы.

• Обладает противовоспалительным и укрепляющим действием.

2. Ромашка аптечная (Matricaria chamomilla):

• Содержит эфирное масло (хамазулен, бисаболол), обладающее противовоспалительными свойствами.

• Имеет в составе флавоноиды (апигенин, лютеолин), оказывающие успокаивающее действие.

• Обладает противовоспалительными и успокаивающими свойствами.

• Способствует восстановлению структуры волос.

И другие растения используемые в исследовательской работе.

Методы оценки качества волос:

1. Макроскопические исследования:

• Определение степени повреждения и восстановления волоса под воздействием использования сборов.

2. Физико-химические методы:

• Измерение прочности на разрыв для оценки устойчивости волоса к механическим воздействиям.

• Определение эластичности для оценки способности волоса к растяжению и возвращению в исходное состояние.

• Оценка пористости для определения способности волоса впитывать влагу и питательные вещества.

3. Клинические методы:

• Визуальная оценка состояния кожи головы и волос.

• Оценка плотности волосяного покрова для определения степени облысения.

2.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Этапы исследования:

1. Подготовительный:

— Выбор темы ( «Влияние фитосбора на структуру волос»).

— Составление плана с учетом стандарта требований Фармакопеи.

2. Экспериментальный:

— Приготовление фитосборов (технология экстракции, настоев).

— Тестирование на волосах (in vivo с соблюдением этических норм).

3. Аналитический:

— Статистическая обработка данных.

— Сравнение эффективности разных комбинаций трав.

4. Оформление результатов:

— подготовка презентации (ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Презентация проекта (исследовательская.pptx)).

2.2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Таблицы с результатами эксперимента (динамика роста, снижение выпадения).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Примеры оформления рецептов фитосборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Анкеты участников исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Фото отчет результатов эффективности сборов

2.3. Значение междисциплинарного подхода

Интеграция фармацевтической технологии и фармакогнозии позволила:

- Углубить понимание взаимосвязи химического состава растений и их терапевтических свойств.

- Отработать навыки работы с нормативной документацией (ГФ РБ).

- Сформировать профессиональные компетенции в области приготовления и анализа лекарственных форм.

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В работе преподавателей особое значение придается проблемно поисковым, активным и интерактивным методам обучения, активизирующим познавательную деятельность учащихся. Завершающим этапом учебно-исследовательской деятельности является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций. Одним из наиболее распространенных в исследовательской деятельности методов является метод проектов. Преимущество учебно-исследовательской деятельности состоит в том, что такая деятельность вырабатывает у учащихся следующие умения: - планировать свою работу, просчитывая возможные варианты; - использовать различные источники информации; - самостоятельно отбирать и накапливать материал; - анализировать, аргументировать мнение; - устанавливать контакты; - создавать «конечный продукт»; - представлять созданное перед аудиторией.

Учебно-исследовательская работа, как правило, демонстрирует высокую эффективность в образовательном процессе. Учащиеся не только закрепили теоретические знания, но и приобрели практические навыки, необходимые для будущей профессии. Межпредметный подход способствовал развитию системного мышления, умения работать в команде и анализировать результаты.

 

4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно-исследовательская работа учащихся начинается с первого курса и ведется на протяжении всего периода обучения учащихся в колледже. В учебное время учебно-исследовательская работа проводится, как правило, в виде выполнения индивидуальных заданий или проектов, выпускных индивидуальных заданий, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер.

Сначала учащихся знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, стимулируя интерес к избранной специальности. На этом этапе учащихся готовят научные сообщения и рефераты. Затем учащиеся включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, индивидуальных работ, а также при прохождении производственной практики.

В процессе выполнения УИРС учащиеся должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ учащихся определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия учащихся в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, конференциях. Обучающиеся получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет учащихся более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие учащиеся считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в исследовательском плане. Слушая доклады других учащихся, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Основными формами исследовательской работы учащихся в колледже являются: подготовка рефератов, докладов; участие учащихся в проектной деятельности; участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам; - участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях городского, регионального, республиканского и международного уровня; - организация предметных Недель. В процессе исследовательской работы учащихся решается целый комплекс педагогических задач: - обучение учащихся экспериментальной работы; - навыкам самостоятельной теоретической и формирование у учащихся общих и профессиональных компетенций; - воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность учащихся включает в себя:

- использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

- написание сообщений, докладов и рефератов;

- создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

- создание презентаций; оформление плакатов, буклетов, памяток; изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

- выполнение групповых творческих проектов.

Элементы исследовательской деятельности должны вводиться постепенно и усложняясь от курса к курсу. Для учащихся 1 курсов – это реферативная работа, выполнение проектов с использованием информационных технологий, подготовка к публичным выступлениям, знакомство с основными методами исследования. На 2 курсе учащиеся выполняют работы практического и исследовательского характера.

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В ФАРМАЦИИ

В фармацевтических исследованиях особое внимание уделяется работе с растительным сырьем, включающей:

• Идентификацию лекарственных растений для точного определения используемого вида.

• Определение подлинности сырья для исключения фальсификаций и примесей.

• Оценку качества сырья в соответствии с требованиями фармакопейных статей.

• Изучение биологически активных соединений, определяющих терапевтические свойства растений.

СТАНДАРТЫ GMP В ИССЛЕДОВАНИЯХ

При проведении УИР в фармации необходимо строго соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP), гарантирующие качество и надежность результатов: документирование всех этапов исследования, контроль качества сырья и готовых продуктов, обеспечение воспроизводимости результатов.

СВЯЗЬ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

УИР тесно связана с рядом ключевых предметов, формирующих теоретическую и практическую базу для проведения исследований:

Фармакогнозия: Обеспечивает теоретическую основу для работы с растительным сырьем, включая:

• Изучение морфологических признаков растений для правильной идентификации.

• Анализ химического состава (дубильные вещества, флавоноиды, эфирные масла) для определения биологической активности.

• Методы стандартизации лекарственного растительного сырья для обеспечения качества и воспроизводимости.

• Изучение фармакологических свойств биологически активных соединений для понимания механизмов действия.

Фармацевтическая технология: Предоставляет практические навыки для проведения исследований, включая:

• Технологии приготовления различных лекарственных форм, в том числе на основе растительного сырья.

• Методы экстракции биологически активных веществ для получения концентрированных препаратов.

• Стандарты качества готовых препаратов, гарантирующие безопасность и эффективность.

• Особенности хранения и стабилизации растительных средств для сохранения их свойств.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ в УИР

Роль преподавателя в учебно-исследовательской работе учащихся

Преподаватель играет ключевую роль в организации и реализации учебно-исследовательской деятельности, выступая не только как наставник, но и как координатор, обеспечивающий научную, методическую и мотивационную поддержку.

Основные функции преподавателя:

1. Научное руководство:

— Помощь в подборе литературы:

Преподаватель обучает учащихся работе с научными источниками, включая учебники (например, «Фармацевтическая технология» И.И. Краснюка), нормативные документы (ГФ РБ) и международные исследования (Journal of Ethnopharmacology). В данном проекте это позволило учащимся обосновать выбор компонентов фитосборов (кора дуба, крапива, ромашка) на основе доказанных свойств растений.

— Коррекция гипотезы и методологии:

Преподаватель помогает уточнить цели исследования (например, разработка фитосборов для разных типов волос) и структурировать задачи. В работе это проявилось в разделении сборов на укрепляющие, стимулирующие рост и восстанавливающие, что обеспечило системный подход.

2. Контроль соблюдения техники безопасности:

— При проведении экспериментов с травяными сборами преподаватель следит за соблюдением правил приготовления отваров и настоев (например, использование стеклянной посуды вместо металлической для предотвращения реакций с танинами).

— В разделе «Противопоказания и нюансы» указаны риски (аллергия на ромашку, ограничения при беременности), что требует от преподавателя обучения учащихся оценке безопасности компонентов.

3. Организация межпредметных связей:

— Интеграция фармакогнозии (изучение свойств лекарственных растений: танины коры дуба, фитостерины крапивы) и косметологии (применение сборов для улучшения структуры волос, борьбы с перхотью).

— Пример: объяснение учащимся, как тритерпеноиды календулы (из курса фармакогнозии) влияют на синтез коллагена в коже.

— Методическая поддержка: Обучение структурированию работы (введение, теоретическая часть, практика, заключение) и анализу данных (интерпретация результатов опросов участников).

— Развитие критического мышления: Обсуждение ограничений исследования (например, аллергическая реакция у одной из участниц) и способов их минимизации.

Роль преподавателя, таким образом, заключается в создании условий для превращения теоретических знаний в практические навыки, формировании исследовательской культуры и подготовке учащихся к профессиональной деятельности.

5. Список использованных источников

1. Государственная фармакопея Республики Беларусь (ГФ РБ).

2. Краснюк И.И. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

3. Шудрик Т.С. Фармакогнозия с элементами ботаники. — Минск: РИПО, 2023.

4. Исследования из международных журналов: *Journal of Ethnopharmacology*, *Phytotherapy Research*.

5. Нормативные акты: Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах» (2014).

6. Сайты: https://farma.chuyakov.ru/lek/lekcii/

Приложения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Фото отчёт этапов приготовления отваров и настоев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Таблицы с результатами эксперимента (динамика роста, снижение выпадения).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Примеры оформления рецептов фитосборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Анкеты участников исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Фото отчет результатов эффективности сборов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Презентация проекта (исследовательская.pptx).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОТООТЧЁТ ЭТАПОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОТВАРОВ И НАСТОЕВ

Описание:

Фотоотчёт включает серию изображений, иллюстрирующих ключевые этапы приготовления фитосборов:

1. Подготовка сырья:

- Взвешивание нужного количества сырья.

- Измельчение сырья до нужного размера, в частности кору дуба - режут с помощью ножниц. Корни и корневища режут или дробят в ступках (корневище аира).

- Просеивание через сито нужного диаметра (кора дуба, например 3мм)

.

Для более полного извлечения действующих в-в из сырья, предварительно измельчают по отдельности все ЛРС. Листья, травы, кору, режут с помощью ножниц, корни – траворезом. Кожистые листья превращают в крупный порошок. Корни и корневища режут или дробят в ступках. Плоды и семена пропускают через дисковые мельницы. Цветки или мелкие соцветия употребляют в цельном виде. Некоторые семена и ягоды берут цельными.
Степень измельчения зависит от назначения сбора. Части растений для сборов и чаев измельчают в соответствие с особенностями лекарственного растительного сырья (смотрим ГФ РБ). Сырье для ванн и мягчительных сборов должно быть измельчено до величины частиц не более 2 мм. Пыль отсеивают сквозь сито с диаметром отверстий размером 0,18 мм. Для измельчения сырья берут на 10% больше, измельчают без остатка.

2. Экстракция:

- Заливка сырья водой комнатной температуры, в заранее прогретый, в течении 15 минут, инфундирный стакан.

- Нагрев на водяной бане (посуда с крышкой – в домашних условиях) в нашем случае на фото в инфундирном аппарате.

Далее в зависимости от сырья выдерживаем нужное количество времен, если готовим отвар – 30 минут, если настой – 15 минут на водяной бане. Далее в зависимости от сырья охлаждаем настой 45 минут, отвар – 10 минут.

Каждый сбор готовим особым образом, как многокомпонентное водное извлечение, с учетом особенностей по химическому составу лекарственных растений.

Частная технология:

- для приготовления ЛРС содержащие эфирные масла (чабрец и ромашк, в нашем случае) – экстрагирование на водяной бане проходит в закрытом инфундирном стакане без процесса перемешивания стеклянной палочкой.

Водные извлечения получают настаиванием в предварительно нагретой в течение 15 минут инфундирке. Водные извлечения сначала определенное время настаивают на водяной бане, а затем определенное время при комнатной температуре.
Настои готовятся их рыхлого мелкого ЛРС: трава, цветки, листья. Исключение составляют корневища с корнями валерианы, так как содержат эфирные масла и длительное настаивание приведет к улетучиванию эфирных масел.
Отвары готовят из более плотного сырья: коры, корни, корневища. Исключение составляют плотные и кожистые листья толокнянки, брусники, эвкалипта - из них готовят отвары.

Нагрев на водяной бане обеспечивает сохранность термолабильных компонентов, таких как витамин С в крапиве.

3. Фильтрация и обработка:

- Процеживание отвара с помощью воронки через двойной слой марли с подложенным ватным тампоном в мерный цилиндр нужного объема.

- Доведение до объёма кипячёной водой. . Затем сырье отжимают стеклянной палочкой и проверяют объем. Если необходимо доводят до нужного объема, пропуская через сырье.

4. Готовый продукт:

- Из цилиндра переливаем во флакон для отпуска. Отвар в стеклянной таре с этикеткой (название сбора, дата приготовления).

. Проверяют на отсутствие механических включений. Укупоривают. Проверяют на герметичность (переворачивают флакон).

Оформляют этикеткой «НАРУЖНО»

Хранят в холодильнике двое суток.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Содержание:

1. Таблица 1. Динамика роста волос (Сбор №2):

Участник

Начальная длина (см)

Длина через 4 недели (см)

Прирост (мм)

1

25,0

25,4

4

2

30,5

31,0

5

3

25,6

26,0

4

4

30,5

31,3

8

2. Таблица 2. Снижение выпадения волос (Сбор №3):

Участник

Выпадение до (волос/день)

Выпадение после (волос/день)

Снижение (%) |

1

25,0

25,8

8

2

30,5

31,3

8

3

25,6

26,4

8

4

30,5

31,3

8

3. Диаграмма. Общая эффективность сборов:

- Ось X: Недели эксперимента (1–4).

- Ось Y: Процент участников с положительной динамикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЦЕПТОВ ФИТОСБОРОВ.

Рецепт №1 (Укрепляющий комплекс):

Состав:

1. Кора дуба (Quercus robur) — 40%

2. Листья крапивы (Urtica dioica) — 30%

3. Цветки ромашки (Matricaria chamomilla) — 30%

Способ применения:

- Ополаскивание волос 2–3 раза в неделю.

- Хранение: 24 часа в холодильнике.

Противопоказания:

- Аллергия на сложноцветные.

- Атопический дерматит.

```

Рецепт №2 (Стимулятор роста):

Состав:

1. Аир болотный (Acorus calamus) — 35%

2. Листья крапивы (Urtica dioica) — 35%

3. Цветки календулы (Calendula officinalis) — 20%

4. Чабрец (Thymus vulgaris) — 10%

Способ применения:

- Втирание в корни волос 3 раза в неделю.

- Курс: 2 месяца.

- Хранение: 24 часа в холодильнике.

Противопоказания:

- Аллергия на сложноцветные.

- Атопический дерматит

Рецепт №3: Восстанавливающий комплекс против выпадения

Состав:

1. Листья березы (*Betulapendula*) — 40%

2. Цветки ромашки (*Matricariachamomilla*) — 25%

3. Цветкикалендулы (*Calendula officinalis*) — 25%

4. Корадуба (*Quercus robur*) — 10%

Способ применения:

- Ополаскивание волос 2–3 раза в неделю.

- Хранение: 24 часа в холодильнике.

Противопоказания:

- Аллергия на сложноцветные.

- Атопический дерматит

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТЫ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура анкеты:

1. Личные данные:

- ФИО, возраст, тип волос (жирные/сухие).

2. Вопросы:

- Как часто вы использовали фитосбор?

- Какие изменения заметили (рост, густота, выпадение)?

- Были ли побочные эффекты (зуд, сухость)?

Анкеты участниц исследования:

Анкета 1

1. Личные данные:

- ФИО: Д. Евгения Алексеевна

- Возраст: 20 лет

- Тип волос: жирные у корней, нормальные на длине

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Применяла сбор №1 3 раза в неделю"

- Какие изменения заметили?

"Корни стали менее жирными, пропал зуд кожи головы. За месяц уменьшилось выпадение примерно на 30%"

- Побочные эффекты:

"Небольшое ощущение стянутости после первых применений"

Анкета 2

1. Личные данные:

- ФИО: Е. Валерия Витальевна

- Возраст: 21 год

- Тип волос: сухие, поврежденные химической завивкой

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Использовала сбор №3 2 раза в неделю с добавлением масла арганы"

- Какие изменения заметили?

"Волосы стали мягче, появился здоровый блеск. Кончики перестали сечься"

- Побочные эффекты:

"Нет"

Анкета 3

1. Личные данные:

- ФИО: Е. Виолетта Владимировна

- Возраст: 19 лет

- Тип волос: нормальные

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Чередовала сборы №1 и №2 через день"

- Какие изменения заметили?

"Появилось много новых волосков по линии роста, общий объем увеличился"

- Побочные эффекты:

"Незначительное покраснение кожи в первый день"

Анкета 4

1. Личные данные:

- ФИО: К. Божена Александровна

- Возраст: 22 года

- Тип волос: жирные, склонные к перхоти

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Применяла сбор №1 4 раза в неделю"

- Какие изменения заметили?

"Перхоть исчезла полностью, корни дольше остаются свежими"

- Побочные эффекты:

"Нет"

Анкета 5

1. Личные данные:

- ФИО: К. Полина Александровна

- Возраст: 18 лет

- Тип волос: сухие, тонкие

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Использовала сбор №3 3 раза в неделю"

- Какие изменения заметили?

"Волосы стали плотнее на ощупь, появился объем. Выпадение уменьшилось на 40%"

- Побочные эффекты:

"Нет"

Анкета 6

1. Личные данные:

- ФИО: К. Полина Сергеевна

- Возраст: 20 лет

- Тип волос: комбинированные

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Применяла сбор №2 3 раза в неделю"

- Какие изменения заметили?

"Заметный рост волос - 1,2 см за месяц. Появился здоровый блеск"

- Побочные эффекты:

"Легкое пощипывание в первые применения"

Анкета 7

1. Личные данные:

- ФИО: К. Виктория Михайловна

- Возраст: 21 год

- Тип волос: нормальные

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Чередовала все три сбора через день"

- Какие изменения заметили?

"Волосы стали более послушными, увеличилась густота. Выпадение сократилось на 25%"

- Побочные эффекты:

"Нет"

Анкета 8

1. Личные данные:

- ФИО: М. Рената Александровна

- Возраст: 19 лет

- Тип волос: жирные

2. Вопросы:

- Как часто использовали фитосбор?

"Применяла сбор №1 с добавлением розмарина 3 раза в неделю"

- Какие изменения заметили?

"Нормализовалась работа сальных желез, появился объем"

- Побочные эффекты:

"Небольшая сухость кончиков"

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФОТООТЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБОРОВ.

Спустя месяц учащиеся, которые опробовали на себе данные фитосборы, поделились своими результатами и ощущениями. Из 15 человек у всех наблюдалась положительная динамика, хотя степень изменений варьировалась: у кого-то прогресс был более заметным, у кого-то — менее.

1.1 Сбор №1: укрепляющий комплекс для волос

После использования укрепляющего фитосбора для волос отмечаютсяследующие улучшения:

Волосы стали более послушными, мягкими и менее сухими. Это говорит об улучшении увлажнения и питания волос.

Кончики перестали сечься, и уменьшилось выпадение волос. Это свидетельствует об укреплении структуры волос и улучшении здоровья волосяных луковиц.

В целом, результаты указывают на то, что укрепляющий фитосбор оказывает положительное воздействие на состояние волос, делая их более здоровыми, красивыми и ухоженными

Рисунок 1

Рисунок 2

1.2 Сбор №2: стимулятор активного роста волос

Девушки, использовавшие фитосбор "Стимулятор активного роста волос", так же отмечают положительные результаты: волосы выросли на 8 мм за месяц. Помимо ускорения роста, заметили, что волосы стали более густыми и здоровыми на вид. Это говорит о том, что фитосбор не только стимулирует рост, но и положительно влияет на структуру волос, делая их более сильными и объемными.

Рисунок 3 до

Рисунок 4 после

1.3 Сбор №3: восстанавливающий комплекс против выпадения

Основываясь на отзывах учащихся, использовавших Восстанавливающий сбор от выпадения волос, можно сделать следующие выводы:

  • Многие отметили, что волосы стали менее жирными после использования сбора.
  • Так же сообщают об увеличении объема и пышности волос.
  • Заметно уменьшилось количество выпадающих волос.
  • У одной из девушек была выявлена аллергическая реакция на компоненты сбора.

Рисунок 5

Рисунок 6

На основе представленных отзывов можно сделать вывод, что фитосборы для волос оказывают комплексное положительное воздействие на состояние волос, способствуя их укреплению, росту, улучшению структуры и внешнего вида. Однако, необходимо учитывать индивидуальную переносимость компонентов и проводить тест на аллергию перед использованием.

Выводы по результатам анкетирования:

1. Наибольший прирост длины (1,2 см) отмечен при использовании Сбора №2

2. Сбор №1 наиболее эффективен для нормализации жирности и устранения перхоти

3. Сбор №3 показал лучшие результаты в борьбе с выпадением (до 40% уменьшения)

4. Побочные эффекты были незначительными и временными

```

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Презентация проекта (исследовательская.pptx)

Поделится ссылкой в Телеграм TG Instant View

Другие публикации

Прочие

«Опыт использования современных технологий практико-ориентированного обучения в учреждении образования «Белоруский государственный медицинский колледж»»

Тема доклада «Опыт использования современных технологий практико-ориентированного обучения в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский колледж»» Багдасарова Н. Ф. преподаватель

Подробнее

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, УГРОЗЫ, ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, УГРОЗЫ, ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ План занятия 1. Экологическая и биологическая безопасность

Подробнее

Могилёвская ратуша впечатлила своей исторической жизнью группу 5ф21.

Могилёвская ратуша впечатлила своей исторической жизнью группу 5ф21. Мы с моими учащимся группы 5ф21 посетили музей городской ратуши в городе Могилёве. Нас сопровождал экскурсовод, Заремский Владимир

Подробнее

ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Подробнее

День здоровья 02 октября 2024!!!

Подробнее

Кураторский час 07.12 2022 «Правила поведения на льду»

«Правила поведения на льду» Безопасность на льду. Данная статья, «Правила поведения на льду», а также приведенные в ней меры безопасности на льду, направлены на ознакомление, а далее и на сохранение

Подробнее